UpMark -  System of Professional Certification
UpMark - Система Сертификации Специалистов. Пройди тест - получи сертификат.   система
система тестирование
UpMark : новости :: рождение новой планетарной системы : Сделать стартовойСделать закладку
 Новости:
2012-03-22

Рождение новой планетарной системы

Астрономам давно известна звезда под названием Вега, самая яркая звезда в Северном полушарии, являющаяся главной звездой в скромном созвездии Лиры. По диаметру эта звезда превосходит наше Солнце в два с половиной раза. Расстояние до нее составляет примерно 26 световых лет. Вега относится к разряду голубых звезд. Это молодое и горячее солнце. Уже в 1837 году удалось русскому ученому Струве достаточно точно определить расстояние до Веги.

Древним астрономам созвездие Лиры своей формой, видимо, напоминало музыкальный инструмент, похожий на арфу или лиру. Отсюда и получило созвездие свое название. В каменном веке, примерно 14 тысяч лет тому назад, полярной звездой для человечества служила Вега, так как земная ось в то время была направлена на нее. По истечение еще 12 тысяч лет данная ситуация повторится. И в наше время появились новости, связанные с этой известной звездой. Помог появиться этим новостям в 1983 году голландский спутник IRAS (Астрономический Спутник Инфракрасных Исследований).

В целях улучшения качества наблюдения и точности исследований производилась калибровка инфракрасного телескопа, находящегося на спутнике. Для этого автоматика спутника нацелила телескоп на Вегу, так как эту звезду выбрали в роли эталона для произведения калибровки. И вот – новость! Звезду окружало облако твердых частиц, размеры которых намного больше стандартных размеров межзвездной пыли. Ученые предположили, что облако содержит в себе тела крупнее, по размерам сравнимые с астероидами.
Астрономы рассчитали примерную массу указанного облака. Результат оказался равен 0.002 от массы Солнца либо 300 масс Земли. А ведь это сравнимо с массой планет нашей Солнечной системы! А диаметр облака лишь в два раза больше диаметра орбиты Плутона – дальней планеты Солнечной системы! Вот так!
Естественно, астрономы тут же решили, что спутник обнаружил зарождающуюся новую планетную систему. Из частиц холодного облака должны со временем образоваться планеты. Это подтверждается еще и тем, что сама Вега достигла возраста равного, примерно, одному миллиарду лет. А это как раз тот возраст, когда, в соответствии с существующей гипотезой, вокруг Солнца стали формироваться планеты, образуя планетную систему, в которой нам довелось жить.

Необходимо обратить внимание, что это не единственное протопланетное облако, которое удалось обнаружить. Все тот же спутник IRAS заметил подобное облако вокруг яркой звезды южного полушария – Фомальгаута. Звезда находится в созвездии Южной Рыбы. В первую половину осени часть данного созвездия вместе с Фомальгаутом можно увидеть в южной области небосклона на юге России.
Фомальгаут относится к ярким белым звездам, и находится от Земли на расстоянии 23 световых лет. Эта звезда жарче Солнца и имеет температуру на поверхности в 9000 Кельвинов. Специалисты считают, что возраст Фомальгаута составляет один миллиард лет, то есть такой же, как и у Веги. Наименование свое звезда получила от арабского словосочетания - «фамоль-хут аль гануби», что значит «пасть южной рыбы».

Ну и напоследок: телескоп спутника IRAS умудрился обнаружить еще одно газопылевое облако в форме диска, находящееся возле одной из звезд из созвездия Тельца.

Рождение новой планетарной системы